Home > Асоціація > Законодательно-нормативная база по орфанным заболеваниям и комментарии к Постанове Кабмина 160

Законодательно-нормативная база по орфанным заболеваниям
и комментарии к Постанове Кабмина 160

Сейчас законодат.-норм. база по МВ и др. орфанным заболеваниям состоит из след. основных документов:

01 – ОСНОВИ ЗАКОНОДАВСТВА УКРАЇНИ ПРО ОХОРОНУ ЗДОРОВ’Я – Ст. 53-1. Профілактика та лікування рідкісних (орфанних) захворювань
02 – Постанова Кабміну N 160 від 31.03.2015 – Порядок забезпечення ліками хворих на орфанні захворювання
03 – Наказ МОЗ N 778 від 27.10.2014 – Перелік орфанних заховрювань
04 – Постанова Кабміну N 1071 від 05.09.1996 – Порядок закупівлі лікарських засобів [НЕ ПОЛНОСТЬЮ]
05 – Наказ МОЗ N 128 від 19.03.2007 – Протоколи за спеціальністю ‘Пульмонологія’
06 – Наказ МОЗ N 59 від 29.01.2013 – Протоколи допомоги дітям із захворюваннями органів травлення
07 – Постанова Кабміну N 240 від 02.07.2014 – Референтне ціноутворення (и связанные с ними документы)

Постанова Кабміну N 160 від 31.03.2015 издана во исполнение новой статьи Основ (53-1), вступившей в силу с 1 января 2015 г.
http://zakon4.rada.gov.ua/laws/show/160-2015-%D0%BF

Она вводит в действие Порядок забезпечення ліками хворих на орфанні захворювання.
Этот порядок является крайне прогрессивным документом, который позволяет наладить оперативное решение проблем орфанных пациентов (если, конечно, мы сами этого хотим, если будем разъяснять данный документ чиновникам и требовать его исполнения).

1. Сама Постанова отводит 6-месячный срок на введение в действие этого Порядка областными администрациями. Это – на самом деле, минус. Но нам необходимо треовать скорейшего (на протяжении недели) создания комисии и начала ее тесного сотрудничества с родительскими объединениями – поскольку речь идёт не просто о здоровье, а о жизни больных детей и взрослых.

2. Постанова подтверждает формулировку закона, причем в категорической форме: “безперебійного і безоплатного забезпечення” – это является обязанностью государства (пункт 1).

3. Относительно бюджетного финансирования, Порядок постоянно ссылается на ограниченность бюджетов, используя формулировки типа”з урахуванням фінансових можливостей бюджетів”. ОДНАКО прорыв, совершаемый в данном документе, заключается в другом: Порядок совершенно недвусмысленно ОБЯЗЫВАЕТ государственны органы ПРИВЛЕКАТЬ ВНЕБЮДЖЕТНЫЕ СРЕДСТВА для полного обеспечения орфанных пациентов, а не перекладывать поиск средств на самих пациентов и их семьи: см. п. 1 – “а також інших джерел, не заборонених законодавством, у тому числі гуманітарної допомоги”.
Важно понимать, что на такие привлеченные средства референтные цены НЕ РАСПРОСТРАНЯЮТСЯ: они могут выделяться в качестве денежной помощи для закупки необходимых препаратов по реальным ценам. Также такие препараты может приобретать меценат и передавать УОЗам или непосредственно пациентам в качестве гум. помощи. Но искать таких мецентаов теперь ОБЯЗАНЫ комиссии УОЗов, а не только сами пациенты.

4. Пункт 3 обязывает УОЗы для решения всех этих вопросов создать комиссии. При здравом рассмотрении, это плюс, а не минус: происходит персонализация ответственности, становится ясно,с кем работать и кто персонально отвечает за обеспечегие лечения.

5. В том же пункте 3 дополнительно разъяснена обязанность этих комиссий использовать не только бюджетные, но и средства из “інших джерел, не заборонених законодавством, у тому числі гуманітарної допомоги”. Наша задача – ЗАСТАВЛЯТЬ их выполнять эту свою обязанность.

6. Согласно п. 4, никакая комиссия не может самостоятельно принять решение о прекращении обесечения того или иного пациента всем необходимым: такое реение может вступить в силу ТОЛЬКО “після інформування нею громадянина про таке рішення та отримання його письмової згоди”.

7. Обеспечение орфанных пациентов непосредственно осуществляется учреждениями охраны здоровья не только по месту проживания пациента, но и по месту его лечения – что крайне важно! (п. 5).

8. Пункт 2: орфанные пациенты обеспечиваются лекарствами и спец. питанием “відповідно до медичних показань”, а не в соответствии с протоколами. Это позволяет требовать обеспечения пульмозимом, который сейчас в протоколах отсутствует. Достаочно назначения врача-специалиста, сделанного в ЛЮБОЙ профильной украинской клинике.

9. Контроль за соблюдением данного Порядка возлагается на МОЗ (п. 7).
Евгений Новицкий